Новые разработки ученых Иркутского Государственного Технического Университета в области высокоэффективной энергетики будут представлены 20 сентября на Байкальской венчурной ярмарке. Высокоэффективные топливные элементы разработаны учеными ИрГТУВодородные топливные элементы, созданные на основе нанокомпозитных мембран позволяют существенно увеличить КПД энергетических установок.

В реализации проекта создания новых водородных топливных элементов, помимо ученых  ИрГТУ участвуют сотрудники Лимнологического института ИНЦ СО РАН. Технология получения электроэнергии с помощью нанокомпозитных мембран из водородных топливных элементов, на сегодняшний день является одной из самых эффективных. При этом, новые источники энергии работают абсолютно бесшумно и не наносят никакого вреда окружающей среде, в отличие от традиционных теплоэлектростанций, характеризующихся большим количеством вредных выбросов. Вода, получаемая на выходе, может быть собрана в резервуары и использована для самых различных нужд. Основным преимуществом водородной энергетики является то, что процесс преобразования водорода в электрическую энергию не требует промежуточных операций. К примеру, в дизельных генераторах, топливо сначала преобразуется в тепло, затем в механическую энергию и только потом в электричество. Не удивительно что в ходе последовательных преобразований теряется огромное количество энергии а КПД подобных установок не превышает 30%. При использовании водородных топливных элементов, сокращение циклов преобразований позволяет увеличить КПД электрических генераторов до 90%. При этом топливные элементы имеют достаточно компактные размеры и малый вес.

Основным тормозящим фактором, препятствующим развитию рынка топливных элементов, на сегодняшний день является высокие технологические затраты. В настоящее время ученые работают над тем, чтобы за счет использования недорогих материалов и доступного сырья снизить себестоимость изготовления топливных элементов в 10 раз. Уже сегодня, за счет применения специальной технологии синтеза, разработчикам удалось увеличить мощность топливных элементов на 30-50%. Новые элементы на основе водорода могут найти широкое применение в автомобильной, аэрокосмической промышленности, а также в производстве мобильных электронных устройств обладающих длительным временем автономной работы без подзарядки.